Полезная информация для подготовки к экзаменам
На данной страничке я разместил информацию о том, как выставляли оценки обучающимся в России в 19 - м веке. В полном варианте было 12 уровней оценок, но мне пока попалась информация с привычной для нас пятиуровневой системой баллов. Такие критерии оценок использовались в АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА России ( в 1880 г.) и назывались - "ТАБЕЛЬ ОЦЕНОК УСПЕВАЕМОСТИ". Я позволил себе дать свой комментарий этим оценкам, чтобы было более понятно, зачем я их разместил на своем сайте (на самом деле в оригинале инструкции было 12 ступеней, но его пока я не нашел! Если вам такой документ попадется, то пришлите ссылку в разделе *ваши мнения*).
1-я степень: успехи слабые (по нашему "КОЛ"!).
Ученик едва прикоснулся к науке по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в ней, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.
(Мой комментарий: Я думаю, что многие наши студенты, с которыми мне приходится сталкиваться, к сожалению, попадают под эту категорию. Допускаю, что это не связано с "природными способностями", а скорее с "не радением", но факт - есть факт! Надеюсь, что они это поймут и будут подниматься по лестнице оценок, тем более в современных условиях (в кризисе) это жизненно важно!)
2-я степень: успехи посредственные (по нашему "ДВА БАЛА"!).
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия.
(Мой комментарий: Я думаю, что многие наши студенты, с которыми мне приходится сталкиваться, к сожалению, тоже попадают под эту категорию. Опять же не считаю, что это связано с "природными способоностями", так как многие наши студенты при поступлении показывают прекрасные результаты! Возможно сказывается некоторое "легкомыслие" и "празднолюбие", но очень расчитываю, что кризис все исправит! Считаю, что нацеленность на списывание и исполдьзование чужих трудов, только способствует приближению к этой категории.)
3-я степень: успехи удовлетворительные(по нашему "ТРИ БАЛА"!).
Ученик знает науку в том виде, как она ему была преподана. Он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки. Даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежли самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигнув оной, в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто даже среди этой механической работы.
(Мой комментарий: Я думаю,что многие наши "хорошисты" и, даже "отличники", с успехом могли бы попасть в эту категории. По крайней мере я так считаю. Трудно себе представить, что наши студенты, имея при себе чужой образец задания, будут его делать самостоятельно, не заглядывая в чужую работу. Заставить себя не легко, но надо, так как эффект от образования будут совсем иной!)
4-я степень: успехи хорошие (по нашему "ЧЕТЫРЕ БАЛА"!).
Ученик отчетливо знает преподанное ему учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимосвязь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствуют такому ученику подняться выше. с другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
(Мой комментарий: Я думаю, что к этой категорию относятся студенты, которые все же попадают у нас в категории "отличники". Думаю, что и "прилежания" у них вполне достаточное, и возможная степень понимания предмета высока. Наверное здесь большую роль имеют внешние факторы, не позволяющие студентам подняться к более высокому уровню знаний. Как говорится, "может быть в консерватории нужно что-нибудь подправить".)
5-я степень: успехи отличные (по нашему "ПЯТЬ БАЛОВ"!!!!).
Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает отдаленнейшие точки учения и с проницательностью, довольно изощренною упражнениями, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи; знает слабые стороны учения, места, в коих сомневаться должно, и что можно возразить против теории. Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым при-лежанием может подняться на такую высоту в области знания.
(Мой комментарий: Таких студентов, к сожалению можно пересчитать по пальцам. Могу сказать, что я их всех помню до сих пор и очень сожалею, что не все они продолжили учиться в аспирантуре кафедры, хотя, несомненно, этого заслуживали, и не остались на кафедре в роли молодых преподавателей. Надеюсь, что "время все лечит", и кризиз пройдет, и ряды нашей кафедры, также как и ряды ученых, будут пополняться такими личностями!)
P.S.
Если Вы добрались до этого места, то вероятно у Вас возникло два вопроса:
1. Зачем я на сайте разместил эту информацию?
2. Буду ли я при оценке студентов использовать данные критерии?
Отвечу та эти вопросы:
1. Возможно я идеалист, именно в этом случае, или романтик, но считаю, что придет время, когда наши студенты будут сами руководствоваться этими критериями. Жизнь, стремление к знаниям, развитие цивилизации и нашей страны будут этому способствовать. Даже сейчас многие наши студенты живут по этим принципам. Надеюсь, что скоро таких будет большинство.
2. Конечно я и сейчас хочу полностью опираться на этот табель оценок, но, к сожалению, пока не в полной мере могу это сделать. Здесь должна быть совместная работа студентов и преподавателей. Думаю, что постепенно, шаг за шагом буду приближаться к такой форме оценки работы студентов. Обращу еще Ваше внимание на такой факт, что формально я и сейчас могу опираться на эти критерии. Например, когда студент пересдает зачет или экзамен комиссии или, когда просто мешает работать преподавателю и другим студунтам. Никто меня за это не осудит! Кстати, особенно не люблю студентов, которые используют незензурную лексику, особенно в стенах университета.